На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

test mazurok 6

3 подписчика

Berliner Tageblatt: Австрия не хочет захватывать территории

28 июля 1914 года, вечерний выпуск

Послы Англии в столицах европейских держав уведомили правительства о переговорном процессе, разработанном сэром Эдуардом Греем (министром иностранных дел Великобритании – РП). Естественно, возникает вопрос, не будет ли запланированная конференция совершенной бесполезной и не ограничится ли она одним лишь обменом мнениями между кабинетами.

Пока что это предложение никто не отклонил, и желание найти решение, которое бы предотвратило войну, есть у всех.

Немецкое правительство согласится на переговоры в случае, если против этого не будет возражать Австро-Венгрия.

В австрийских дипломатических кругах было принято решение о том, что знакомиться с представленным предложением об урегулировании конфликта совсем не обязательно.

Можно желать того, чтобы проблема с Сербией уладилась сама собой, но должно при этом настаивать на введении в Сербию австрийских войск. Понятно, что Австро-Венгрия добровольно от своих намерений вторжения не откажется, и предложение Грея себя исчерпает, когда мирная конференция закончится отказом от поддержки этой военной операции. Отказа можно придерживаться в интересах мира, но даже с самыми благими намерениями далеко вперед не продвинуться, если тот, кому предстоит принять решение, эти намерения отвергает.

Австрия вряд ли могла бы согласиться на какое-либо посредничество, и ее декларация не нуждается в дополнениях в виде предложения Грея, которое направлено не столько на урегулирование спора между Австрией и Сербией, сколько на налаживание взаимопонимания Австрии и России. Но весьма вероятно, что в Вене эту идею также не поддержат до тех пор, пока она остается связанной с вопросом о наступлении.

От этого намерения — в первую очередь от наступления на Сербию — Австрию вряд ли удастся отговорить. Какое решение примет Россия и как она будет себя вести, не знают даже в самых информированных кругах. Никто даже не осознает масштаб угрозы, и потому дипломаты-переговорщики должны, прежде всего, тщательно продумать, как и какими средствами можно было бы нивелировать этот критический момент. Австро-Венгрию ни в коем случае нельзя ограничивать в свободе действий извне.

Но, может статься, она думает не столько о крупномасштабной войне, сколько, как минимум, о занятии решающих стратегических позиций. И если Австрия к этому будет готова, возможно, и дипломатические разговоры должны будут течь в том же русле.

Газета Berliner Tageblatt от 28 июля 1914 года

Из-за военной угрозы со стороны России ограничить военное вмешательство в дела Сербии (даже если оно преднамеренное) уже невозможно, хотя бы по причинам престижа. Но все же остается надежда, что в Вене прислушаются к этим разговорам. И ее вероятность не становится меньше от того, что в Петербурге предпринимаются меры, которые можно расценивать как давление.

Несколько утверждений газеты «Kölnische Zeitung» подтверждают наши умозаключения.

В одной из ее статей, в частности, говорится: «Как австрийцы поступят с сербами — их личное дело. Их нужно предоставить самим себе до тех пор, пока не искуплено убийство в Сараево. А после этого снова можно заниматься политикой. Если Австро-Венгрия, вопреки не только своим европейским обязанностям, но и общим принципам разумности попробует извлечь из своей акции искупления различные политические дивиденды – а такая возможность уже существует, — то тогда предъявление претензий было бы закономерным. У немецкого народа и, соответственно, немецкого правительства тогда будет оставаться право со всей присущей ему искренностью и честностью защищать как свои собственные национальные интересы, так и неприкосновенность союзника, чью спину он прикроет».

Дальнейшие действия и политические выводы, которые могли бы вытащить Австро-Венгрию из ее военного предприятия, становятся делом всех европейских государств. Австрия уже четко дала понять, что не преследует цель захвата территории, и в Петербурге об этом хорошо известно. Но, конечно, есть множество других претензий, которые предъявляет Вена и которые для других великих держав могут стать неприемлемыми. Найти правомерное и легкое решение этих проблем — общая задача. Сегодня нужно уменьшить ту опасность, которая, как видно каждому, наступит в час австрийского вторжения.

Сэр Эдуард Грей — государственный муж, чей опыт мы высоко ценим и чьи невероятные усилия по достижению мира не подлежат сомнению, хотя нейтралитет Англии в случае всеобщего противостояния остается, как минимум, под вопросом. Было бы желательно, чтобы он свои усилия направил на возникшие проблемы и нашел бы способ вывести на передний план реально достижимые цели даже в вопросе войны.

 

(Перевод Екатерины Буториной)

Ссылка на первоисточник
наверх