«Если без линии Маннергейма не обойтись, значит, нужно возводить и такие линии фортификации, только еще более мощные, с учетом предшественников. Обращаю внимание, что это не фортификационные сооружения образца 41-42-го годов, а те, в которых нуждается сейчас современная оборонная наука», — заявил украинский президент 10 сентября.
Ранее в прессе появлялись сообщения, что на отдельных участках государственной границы Украины с Россией началось сооружение инженерных заграждений. В мае этого года начальник Государственной пограничной службы Украины Николай Литвин рассказал, что в Луганской области копают сплошной ров на границе с восточным соседом протяженностью около 400 километров, шириной более метра и глубиной полтора метра, а в июле были опубликованы фотографии аналогичного рва в Харьковской области длиной 75 км.
Сооружение масштабных эшелонированных линий обороны вдоль границ с вероятным противником в период между двумя мировыми войнами считалось наиболее приемлемым средством его сдерживания. Однако непосредственно в ходе боевых действий выяснилось, что эти дорогостоящие фортификационные сооружения уязвимы и малоэффективны.
«Линия Мажино»
Создана в 1929-1934-е годы (на отдельных участках — до 1940 года). Протянулась вдоль франко-германской границы более чем на 400 км. Названа по имени военного министра Андрэ Мажино, который был одним из инициаторов ее строительства. Предназначалась для защиты от возможного удара Германии по Эльзасу и Лотарингии, а также рассматривалась как плацдарм для контрнаступления французских войск.
Состояла из 39 оборонительных укреплений, 70 бункеров, оснащенных лифтами, многокилометровых туннелей с узкоколейными железнодорожными путями, 500 казематов, блиндажей и наблюдательных пунктов. Стоимость — 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах 1936 года), что составляло почти половину военного бюджета Франции того времени, а с учетом достройки сооружений к 1940 году – от 5 до 7 млрд франков.Этот колоссальный комплекс оборонительных сооружений в целом та и не выполнил поставленных перед ним задач. В 1940 году вермахт обошел его с севера и вторгся на территорию Франции через Арденны. После разгрома основных сил французской армии германские войска атаковали линию Мажино не только с фронта, но и с тыла, к чему она не была приспособлена. 22 июня 1940 года окруженные французские войска в районе линии Мажино капитулировали.
«Линия Зигфрида» («Западный вал»)
Построена в период с 1936 по 1940 год вдоль западной границы Германии от голландской до швейцарской границы, протяженность — 630 км. Состояла из главной и тыловой полос обеспечения и имела более 16 тысяч фортификационных сооружений. Была прорвана англо-американскими союзниками во время Второй мировой войны в ходе осенне-зимней кампании 1944-1945 годов.
«Линия Сталина»
Система укрепрайонов вдоль западной границы СССР (по состоянию на 1 сентября 1939 года) от Карельского перешейка на севере до Черного моря на юге. Строилась с 1928 по 1939 годы, общая протяженность — 1200 км. Состояла из 23 укрепленных районов, включавших в себя более 4000 долговременных огневых точек (дотов). В 1939-1940 годах в связи с присоединением Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики потеряла военное значение и была законсервирована. На новых западных рубежах страны усиленными темпами стала возводиться так называемая «линия Молотова», которая при нападении гитлеровской Германии на Советский Союз в июне 1941 года не смогла существенным образом остановить противника. Напротив, некоторые участки «линии Сталина» вдоль «старой» границы стали оплотом ожесточенной обороны Красной Армии (особенно в районе Киева и Ленинграда).
«Линия Маннергейма»
Построена в 1920-1930-е годы на финском участке Карельского перешейка для отражения нападения со стороны Советского Союза. Названа по имени главнокомандующего финской армией маршала Карла Маннергейма. Имела три полосы общей глубиной почти 90 км. В нее входило 670 крупных дотов и дзотов, соединенных траншеями и ходами сообщения с 800 подземными казематами. Кроме того, были созданы сложные противотанковые препятствия общей протяженностью в 136 км и многокилометровые проволочные заграждения. Вопреки сложившемуся в массовом сознании представлению, по фортификационным характеристикам она существенно уступала своим аналогам: «линии Молотова» и «линии Мажино», главным ее преимуществом был сложный рельеф местности, затруднявший наступательные боевые действия. Была дважды прорвана Красной Армией: в 1940 году в ходе так называемой «зимней войны» и во время Выборгской наступательной операции 1944 года.