Москва и Пекин заключили соглашения об экономическом и военном сотрудничестве в рамках переговоров российского президента Владимира Путина с китайским лидером Си Цзиньпином.
Одна из главных тем российско-китайского саммита — сотрудничестве в газовой сфере. Еще на прошлой неделе председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер говорил о грядущем тридцатилетнем контракте на поставки газа в Китай в объеме 38 млрд кубометров в год.
Еще до завершения переговоров глава «Роснефти» Игорь Сечи сообщил, что в ходе встречи Путин предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых для месторождений, газ из которых планируется направлять на исполнение будущего контракта с Китаем. В свою очередь, китайская сторона, по его словам, продемонстрировала готовность отменить импортные пошлины на газ из России.
«Речь идет о месторождениях, которые будут источником для поставки газа на китайский рынок. Это очень разумное и цельное предложение, которое может стать основой для достижения компромисса. Но компромисс всегда возможен, когда обе стороны идут на уступки», — цитирует Сечина «Интерфакс». По его словам, газовый контракт с КНР «давно назрел».
Обсуждение контракта затянулось и успело повлиять на акции «Газпрома», которые в отсутствии долгожданных новостей подешевели на 1,4%, до 146 рублей за штуку. Несмотря на то, что еще рано утром пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил, что контракт «может быть подписан абсолютно в любой момент», к вечеру вторника сторонам так и не удалось достичь договоренности. По данным Reuters, переговорщики, вероятно, не смогли преодолеть разногласия касательно цены на газ. Близкие к «Газпрому» источники агентства утверждают, что российская компания требовала от Китая выплаты $25 млрд в счет будущих поставок, которые, как ожидается, начнутся лишь в 2018 году.
«Роснефти» же, по словам Сечина, удалось достичь договоренности с Китаем о конкретном графике проектирования и строительства нефтеперабатывающего завода в Тянцзине с увеличением поставки дополнительных объемов нефти с российской стороны на 9,1 млн тонн. Ввести предприятие в эксплуатацию планируется к 2019 году. Эти поставки Москва собирается осуществлять морским путем — через нефтепорт в приморском Козьмино.
Между тем нефтехимический холдинг «Сибур» заключил соглашение с китайской корпорацией Sinopec Group о расширении торговых операций между компаниями.
В рамках встречи лидеров двух стран были достигнуты и соглашения в сфере энергетики. Так, российская компания «РусГидро», как сообщается на ее сайте, договорилась о стратегическом сотрудничестве с китайской PowerChina. PowerChina сможет принять участие в реализации программы развития малой гидроэнергетики российского партнера, а также в качестве подрядчика предоставить услуги по планированию объектов, проведению проектных и строительных работ, поставке оборудования и эксплуатации. В качестве одного из возможных форматов сотрудничества в соглашении называется создание совместного предприятия.
Самолет Владимира Путина в аэропорту города Шанхай. Фото: Ng Han Guan / AP
Энергохолдинг «РАО ЭС Востока», в свою очередь, заключил соглашение о сотрудничестве с китайской Dongfang Electric International Corporation. Согласно пресс-релизу дальневосточной компании, корпорация готова принять участие в финансировании и реализации проекта строительства газотурбинной установки на владивостокской ТЭЦ-2, а также в ремонте, техническом переоснащении и реконструкции существующих объектов российского сетевого комплекса. По данным «РАО ЭС Востока», общий объем инвестиций в проекты в рамках заключенного соглашения может достигнуть 78 млрд рублей.
Пекин и Москва намерены сотрудничать и в авиастроительной сфере: для этого российская «Объединенная авиастроительная компания» и китайская Comac подписали меморандум о совместном создании пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. «Подписанный документ — это результат двухлетней совместной работы специалистов России и Китая. Объединение усилий COMAC и ОАК по совместному созданию семейства широкофюзеляжных самолетов выводит сотрудничество обеих стран в области авиастроения на принципиально новый уровень», — пояснил президент российской компании Михаил Погосян, слова которого приводятся на ее сайте. Как объяснил Путин по итогам переговоров, контакты с Китаем по линии оборонных ведомств — «это важный фактор стабильности и безопасности в регионе и в мире».
Мэр Москвы Сергей Собянин, по данным «Коммерсанта», нашел в Шанхаев первых инвесторов, согласившихся вложить деньги в строительство столичного метро — корпорации China Railway Construction и China International Fund. Однако пока неизвестно, удалось ли ему подписать контракт. По данным газеты, китайские компании могут выделить более $2 млрд, которые необходимы московской мэрии для строительства ветки метро на территории «Новой Москвы».
Курировать совместные стратегические проекты двух стран будет двухсторонняя комиссия по инвестиционному сотрудничеству на уровне вице-премьеров. Как рассказал в перерыве переговоров глава «Российского фонда прямых инвестиций» Кирилл Дмитриев, эта комиссия объединит в себе «представителей государства, государственных компаний и частных компаний». «Совместно можно будет гораздо более эффективно и четко обсуждать инвестиции в различные проекты», — уверен он.
В принятом по итогам переговоров совместном заявлении России и КНР «О новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», говорится, что стороны собираются увеличить объем прямых расчетов в национальных валютах при взаимной торговле, инвестировании и кредитовании. К 2020 году Москва и Пекин планируют увеличить объем двустороннего товарооборота до $200 млрд.
Путин и Си Цзиньпин также успели посетить военно-морскую базу «Усун», где вскоре, как передает «Интерфакс», начнутся военно-морские учения «Морское взаимодействие-2014». В ходе учений будут отрабатываться оборона кораблей на якорной стоянке, конвоирование судов, освобождение захваченного судна, а также обнаружение и опознавание целей совместной ПВО.
Россия и Китай также намерены провести совместные мероприятия, посвященные «70-летию победы над германским фашизмом и японским милитаризмом на европейском и азиатском театрах военных действий Второй мировой войны». Таким образом, страны-партнеры намерены продолжить «решительное противодействие попыткам фальсификации истории и подрыва послевоенного миропорядка», отмечается в совместном заявлении.
Владимир Путин и Си Цзиньпин во время церемонии официальной встречи в государственной резиденции «Сицзяо» в Шанхае. Фото: Carlos Barria / AP
По итогам переговоров Путин отметил, что Россия и Китай имеют общие позиции и по международной проблематике. «Договорились теснее координировать наши внешнеполитические шаги, в том числе в рамках ООН, БРИКС, АТЭС», — сказал российский президент журналистам.
В совместном российско-китайском заявлении также отмечается, что Москва и Пекин призывают к «деэскалации конфликта» на Украине и «поиску мирных, политических путей решения проблем».
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов в разговоре с «Русской планетой» скептически отнесся к заключенным соглашениям двух стран. «Зачем Россия делает такие подарки? Это гарантия того, что Китай будет исправно получать газ, власти КНР будут уверены, что у них не будет проблем с поставкой газа из России. Льготы дают уверенность. Однако отмена НДПИ для Китая в некоторой степени отразится на российском бюджете, там не досчитаются денег. При этом будут развиваться месторождения в Сибири и на Дальнем Востоке, часть сырья будет отправляться в Китай, но другая часть останется в российских регионах», — считает он.
Баранов также не стал называть реалистичными предположения о том, что совместный российско-китайский проект пассажирского самолета сможет составить конкуренцию американскому Boeing-747. «У России — богатейшая история самолетостроения, Китай ворует идеи, но назовем это копированием. Совместными усилиями стороны могут разработать самолет, который будет востребован другими покупателями. Но не стоит утверждать, что он станет конкурентом крупнейшим лайнерам. Стоит, все же, дождаться результата», — посоветовал эксперт.
Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов добавил, что совместные инфраструктурные проекты на территории России, поставки газа и производство самолетов — это подход к диверсификации отношений между Москвой и Пекином. «Много лет назад обе страны заявили, что являются стратегическими партнерами на взаимном доверии. Но в реальности получилось, что все отношения сводились к торговле. Поэтому началось налаживание областей сотрудничества, в которых заинтересованы обе стороны», — пояснил Маслов «Русской планете».
Он напомнил, что Россия и Китай готовились к этому визиту Путина очень давно, а большинство подписанных во вторник соглашений были заготовлены еще за полгода до переговоров. Сейчас же, по словам Маслова, «созрел момент переходить от торгового партнерства на уровень научно-технологического и стратегического партнерства». «Для России теперь важно, как бы не сдать свои интересы, помогая Китаю», — добавил эксперт.
«Россия и Китай хотят показать Западу, как активно они сотрудничают, пока это демонстрируется за счет количества соглашений. Москва и Пекин договорились противостоять вмешательству во внутренние дела других государств. Речь идет не только о санкциях, которые США выставили России: Китай тоже получил множество ограничений — например, на торговлю. Россия и Китай впервые совместно бросили перчатку Западу не по какой-то конкретной проблеме, как было по сирийскому вопросу, а в целом — по мироустройству. В этом основной пафос соглашений», — заключил эксперт.