На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

test mazurok 6

3 подписчика

Остановка в развитии в интересах государства

Экономический суд Душанбе планирует в ближайшее время рассмотреть иск Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана, которое ставит под сомнение законность приватизации завода «Таджик Азот» украинским предпринимателем Дмитрием Фирташем. Бизнесмену принадлежат 75% акций выпускающего азотные удобрения предприятия.

Если договор о создании совместного с государством предприятия и приватизации завода Фирташем будет признан незаконным, «Таджик Азот» полностью перейдет под государственный контроль.

Договор между государством и компанией Фирташа «Хайрок Холдингс Лимитед», который антикоррупционное ведомство Таджикистана считает незаконным, был подписан в 2002 году, когда должность министра промышленности занимал Зайд Саидов. В феврале этого года Саидов был осужден к 26 годам тюрьмы по пяти статьям УК, в том числе и за экономические преступления. В ведомстве считают, что в период  пребывания на посту министра промышленности Саидов мог использовать свои должностные полномочия при проведении сделки по приватизации предприятия Фирташем.

Кроме того, 5% ценных бумаг «Таджик Азот» принадлежат сыну Заида Саидова – таджикскому бизнесмену Хайрулло Саидову. По данным Агентства, акции он получил от самого Фирташа, который первоначально приобрел 80% акций завода. Остальная доля предприятия принадлежит правительству Таджикистана.

На прошлой неделе у украинского бизнесмена конфисковали ЗАО «Гулистон», швейную фабрику, 95% акций которой находились под контролем Фирташа, сообщали РИА «Новости». Остальные 5% акций предприятия также принадлежат Хайрулло Саидову.

Постановлением экономического суда Душанбе, принадлежавшие Фирташу активы предприятия были переданы в распоряжение министерства промышленности и новых технологий Таджикистана.

Сам Дмитрий Фирташ сейчас находится под арестом в Вене, где он был задержан 12 марта. Запрос на его задержание поступил из США еще в 2006 году и связан с обвинениями в причастности к созданию организованной преступной группы и взяточничестве.

Спустя четыре дня  антикоррупционное агентство Таджикистана направило в экономический суд Душанбе иск о незаконной приватизации Фирташем предприятий «Гулистон» и «Таджик Азот». Кроме того, ведомство подозревает руководство «Таджик Азота» в нецелевом использовании средств и незаконной продаже оборудования завода.

Дмитрий Фирташ. Фото: Александр Течинский / Коммерсантъ

Дмитрий Фирташ. Фото: Александр Течинский / Коммерсантъ

По итогам проверки антикоррупционного ведомства выяснилось, что ущерб государству от деятельности Фирташа составил около $2 млн. При создании совместного с государством предприятия он якобы внес в уставный фонд завода только часть средств от необходимой суммы. Остальные деньги были потрачены бизнесменом на приобретение акций ЗАО «Гулистон» и еще одной швейной фабрики «Абрешим», утверждает следствие.

В Таджикистане весь эффективно работающий бизнес контролируется либо семьей президента республики Эмомали Рахмона, либо людьми из его ближайшего окружения, отметил сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Александр Князев в разговоре с корреспондентом РП.  «Я думаю, что кто-то в Таджикистане просто воспользовался моментом, когда позиции Фирташа ослаблены, чтобы взять под свой контроль его предприятия на территории республики. Это нормальная для Таджикистана практика отъема собственности», -- говорит политолог.

Князев предположил, что долю Хайрулло Саидова также могут конфисковать по решению суда в пользу государства. «Все это в итоге будет взято под контроль в той или иной форме, и на кого это будет оформлено – вопрос не существенный, но реальный собственник понятен», -- добавил Князев.

Эксперт отмечает, что в восстановлении, модернизации и инвестировании завода «Таджик Азот» заинтересован Китай, который сейчас является главным инвестором Таджикистана. В частности, КНР активно вкладывает средства в инфраструктурные проекты, горнодобывающую отрасль, и прочее.

До приобретения Фирташем завод находился в глубоком кризисе, а производство продукции практически прекратилось. С 2002 года бизнесмен вложил в его восстановление $17 млн. Несмотря на то, что руководство завода утверждало, что предприятие может выпускать 200–220 тысяч тонн карбамида в год, последние шесть лет «Таджик Азот» фактически не работал из-за перебоев в поставке природного газа из Узбекистана. В штате сотрудников завода на случай возобновления поставок продолжают числиться 260 человек, которым ежемесячно выплачивают зарплату. А само руководство предприятия неоднократно предлагало властям варианты решения проблемы с нехваткой газа. Одним из них было предложение заключить трехсторонний договор между «Росукрэнерго» (45% акций принадлежит Фирташу), «Узтрансгазом» и ГУП «Таджикгаз», где первый должен был выступать посредником между Узбекистаном и Таджикистаном.

Александр Князев предполагает, что таджикскому предприятию украинского бизнесмена не давали развиваться для того, чтобы в итоге сменить собственника, а судебные преследования в отношении Фирташа стали хорошим поводом для такой «рокировки».

Ссылка на первоисточник
наверх