Агентство Reuters утверждает, что компания РЖД, возглавляемая Владимиром Якуниным, заплатила миллиарды долларов подрядчикам, которые скрывают своих бенефициаров и редко или вообще не появляются в местах, где официально зарегистрированы компании, сообщается в опубликованном расследовании.
По данным агентства, по итогам проводимых РЖД тендеров, контракты на сотни миллионов долларов заключались с компаниями, которые якобы конкурировали между собой, но на самом деле были связаны.
Reuters пишет, что на 43 тендерах на общую сумму в $340 млн, проводимых с 2010 по 2013 год, основными соперниками каждый раз были две компании ЗАО «МПЦентр ЖАТ» и компания под названием «ТрансСервисАвтоматика».В расследовании агентства говорится, что обе компании были зарегистрированы 21 июня 2005 года неким В.И. Блюмкиным, а имена их конечных владельцев не раскрываются. Счета фирм были открыты в один день в «Столичном торговом банке» (ликвидирован в 2011 году — «Русская планета»), а также за два года работы в компаниях совпадало число сотрудников. На один из тендеров обе компании подали заявки с разницей в одну минуту, подчеркивает Reuters.
По адресам компаний, указанных в едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц никого не оказалось, пишет агентство. По адресу офиса «МПЦентр ЖАТ» оказался таунхаус с детской площадкой. По словам охранника, компания расположена на втором этаже здания, однако сотрудники там появляются не чаще чем раз в неделю. Офис «ТрансСервисАвтоматики», согласно реестру, расположен в 15-этажном здании рядом с МКАД. По данным Reuters, в здание находится бизнес-центр, фитнес-клуб, салон красоты, отделения двух банков, цветочный магазин и бакалея.
Охраннику здания удалось найти упоминание фирмы на своем компьютере, однако офиса фирмы, по его словам, там нет.Среди прочего, Reuters, в своем расследовании пишет о сомнительных банковских операциях: «Анализ показывает, что РЖД перечисляло миллионы долларов компаниям, которые, в конечном итоге, не имели ничего общего со строительством железных дорог. Некоторые из этих компаний российские власти признали фиктивными». Reuters отмечает, что сделки проходили через небольшой банк, совладельцем которого был бизнесмен Андрей Крапивин.
В качестве примера Reuters приводит строительство на отрезке железной дороги Санкт-Петербург — Хийтола (Финляндия). Одним из главных бенефициаров строительства стало ЗАО «Сетьстройэнерго», которому в период с 2007 по 2013 год было перечислено около миллиарда долларов. Агентство отмечает, что после проведения транзакции деньги практически сразу переводились на счета других фирм. Так, в период с 2007 по 2009 год, РЖД осуществило 98 платежей «Сетьстройэнерго» на общую сумму $211 млн. Во всех случаях деньги в тот же день или на следующий переводились компании «Строймонтаж». Далее около двух третей полученных средств «Строймонтаж» переводила другим компаниям. Reuters не нашло упоминания этих компаний в сфере железнодорожного строительства.