Молдавский парламент вновь обсуждает возможный выход страны из Союз независимых государств (СНГ). О намерении покинуть объединение, созданное после конца существования СССР, говорят и украинские политики, однако эксперты не считают, что это может поставить под удар возможность существования союза.
Председатель парламентской фракции «Либерально-Демократическая партия Молдовы» Валерий Стрелец считает, что молдавские власти могут принять решение о выходе из состава СНГ или денонсации некоторых соглашений с этим объединением сразу после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Его слова передает MoldNews.«В тот момент, когда мы посчитаем, что это содружество не отвечает нашим позициям и никакой выгоды не несет нам в отношениях с другими государствами — и речь идет не только о России, речь идет об остальных государствах-членах — тогда, вероятно, мы пересмотрим нашу позицию. И особенно, в контексте возможных процессов подписания и ратификации соглашений об ассоциации и свободном торговом обмене может выясниться, что часть соглашений о свободной торговле, которые в настоящий момент действуют с государствами СНГ, должны быть пересмотрены или может, даже денонсированы», — утверждает депутат.
По его словам, «СНГ давно превратилось в клуб президентов и премьер-министров», а роль объединения, как с политической, так и с военной точки зрения, «практически равна нулю». «Это образование, в котором обсуждаются, как правило, вопросы экономического, социального и культурного характера, если оглядеться на опыт последних лет или десятилетий», — добавил он.
Между тем Украина и Евросоюз в пятницу, 21 марта, подписали политическую часть соглашения об ассоциации, а несколькими днями ранее глава департамента информационной политики украинской МИД Евгений Перебейнис заявил о решении украинских властей прекратить председательство страны в СНГ.
Молдова парафировала соглашение об ассоциации с Евросоюзом в ходе саммита Восточного партнерства в конце ноября прошлого года, одновременно с Грузией. Евросоюз планирует подписать соглашение об ассоциации с этими странами ранее намеченного срока — до июня этого года, чтобы тем самым «высвободить бывшие советские республики из сферы влияния Москвы и привлечь их на свою орбиту».
Главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали «беловежское соглашение» об образовании СНГ 8 декабря 1991 года. Согласно документу, «необходимость создания нового союза после распада СССР была обусловлена исторической общностью народов, двусторонними договорами и стремлением к созданию демократических правовых государств». Уже спустя пять дней президенты Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Узбекистана встретились в Ашхабаде и составили заявление о согласии войти в новое объединение на условиях равноправных участников. В подписанной позже Алма-Атинской декларации, к которой присоединилась и Армения, излагались цели и принципы СНГ — равноправное взаимодействие через координирующие институты, объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием.
Грузия стала действительным членом СНГ в 1993 году, последней к объединению присоединилась Молдавия — в апреле 1994 года. Сейчас устав СНГ ратифицирован Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Россией, Узбекистаном и Туркменией, однако последняя в августе 2005 года решила перейти на участие в союзе в качестве «ассоциированного члена». Этот статус позволяет Туркмении выбирать, в каких видах деятельности она будет участвовать.
Еще одной страной, де-юре не являющейся полноправным членом СНГ, стала Украина — она не подписывала Устав содружества, принятый 22 января 1993 года в Минске. В связи с этим российский МИД расценивает ее как государство-учредитель и государство-участник, однако в чем заключается разница, ни один документ об СНГ не поясняет.
В разные годы о своем желание вступить в СНГ заявляли как признанные, так и непризнанные государства. В частности, с такой просьбой обращались Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Чеченская Республика Ичкерия, Татарстан, Республика Крым, Республика Сербская Краина в Хорватии, Югославия, Нагорно-Карабахская республика и Афганистан.
Согласно статье 9 устава СНГ, государство-член объединения может покинуть его, уведомив об этом депозитарий устава содружества как минимум за год до предполагаемого выхода. Такой большой срок, согласно уставу, необходим, чтобы государство смогло выполнить данные в период участия в СНГ обязательства перед содружеством. Единственной страной-членом СНГ, воспользовавшейся этим правом, пока остается Грузия. Тогдашний президент Михаил Саакашвили заявил о выходе государства из СНГ 12 августа 2008 года, на фоне конфликта с Южной Осетией.
Политологи и эксперты из стран-участниц СНГ не считают, что возможный выход Молдавии и Украины из объединения нужно расценивать как шаг к окончанию его существования.
Алексей Мухин, гендиректор «Центра политической информации» (Россия):
«Во-первых, само содружество давно уже представляет из себя некий политический клуб, но есть одна тонкость – и в любой еврокомиссии это вам скажут – дело в том, что многие торговые соглашения с Евросоюзом заключены не со странами напрямую, а через СНГ, в том числе с Молдавией, в том числе с Украиной. И одномоментный выход из состава СНГ действие этих соглашений просто прекращает.
На период прекращения, соглашения, конечно, перестанут действовать, как и сам механизм их реализации. Как только Молдавия и Украина покинут СНГ, их торгово-экономическим отношениям с Евросоюзом будет нанесен очень серьезный удар. Потребуется время для переоформления этих соглашений, а в это время все экономические отношения будут подморожены, причем довольно серьезно. Мне кажется, что эти решения по поводу выхода из СНГ они, мягко говоря, безответственны. Для России же выход из СНГ Молдавии и Украины не имеет никакого фактического значения.
Я думаю, что некоторые силы Молдавии и Украины просто решили под политический шумок доставить неприятности России и реализовать какие-то собственные политические проекты. Боюсь, что это будет иметь серьезные экономические последствия для них. Возможно, модель «чем хуже, тем лучше» для нынешних властей Молдавии и Украины — это оптимальная модель. Как вы думаете, почему политически ничтожная организация СНГ по-прежнему существует? И по-прежнему выход из СНГ так чувствителен для Украины и Молдавии? Именно потому, что почти все торговые соглашения, в том числе и с Евросоюзом, заключены через формат СНГ».
Виталий Андриевский, политолог (Молдавия):
Версия о том, что Молдова после подписания ассоциации с Евросоюзом может выйти из состава СНГ, существует. Но пока на федеральном уровне ни один из тех людей, кто находится у власти в Молдове, ни одна партия не заявляли о возможности выхода из Содружества или, например, о вступлении в НАТО, куда мы и не можем вступить по конституции, так как у нас существует нейтралитет. А для того, чтобы изменить основной документ, ни у кого не хватает голосов - ни у власти, ни у оппозиции.
Может быть, Молдова и вышла бы из СНГ, если бы не было проблемы Приднестровья. Пока она существует, страна не будет спешить покидать Содружество. То, что Украина заявила о выходе – это рекомендация Совета безопасности. И что касается визового режима, то украинский премьер-министр заявлял, что с его реализацией не станут спешить. Поэтому, я думаю, сейчас будет игра нервов и дипломатии, торги. И Молдова не будет соваться в пекло, она хочет при любой ситуации сохранить нормальные отношения с Россией, а резкие шаги для Молдовы могут вызвать объявление Приднестровьем независимости.
Участница акции протеста против соглашения об Ассоциации Молдавии с Евросоюзом, ноябрь 2013 года. Фото: Вадим Денисов / ИТАР-ТАСС
Началом конца для СНГ стало создание Таможенного союза и предстоящее подписание в 2015 году Евразийского экономического союза. То есть вырабатывается новая, более перспективная модель, при которой Содружество себя изживает. Кроме того, с самого начала СНГ рассматривался как спокойный «бракоразводный процесс».
Я думаю, пока не стоит спешить разрушать этот организм, может быть на какой-то период он еще будет нужен. Но когда появится Евразийский экономический союз, СНГ даже в виде «клуба для встреч» потеряет свою перспективу.
Если бы в будущем Евразийском экономическом союзе наравне с единым экономическим пространством не планировалась и политическая составляющая, то тогда ограничились бы просто Таможенным союзом. По всей вероятности, его «отцы-основатели» видят перспективу, более похожую на Европейский союз.
Возможно, со временем выпадет слово «экономический», и будет просто Евразийский союз. Но пока, чтобы не напрягать некоторые страны, речь об этом не идет.
В первую очередь, ЕврАзЭС создавался под Украину, потому что она не входит в военную организацию СНГ - ОДКБ, и поэтому Союз назвали экономическим. А потом уже скрывать не будут, что это крупный региональный проект, условно говоря, «Евросоюз-2», только под другим названием.
Возможна и другая перспектива (но после последних событий в нее мало верится) – что это путь к общей Европе, когда ЕС и Евразийский союз объединятся, и будет создана большая Европа. Пока это только в мечтах, хотя и Путин об этом говорил, и на последнем саммите Россия-ЕС говорилось о проекте «от Лиссабона до Владивостока», но пока это только риторика.
Зардушт Ализаде, политолог (Азербайджан):
СНГ будет существовать, пока оно выполняет миссию «цивилизованного развода» бывших советских республик. Уже сейчас кто-то на эмоциях хочет плюнуть на все и оторваться от бывшей «семьи». Сюда можно отнести Туркменистан, и хотя официально из Содружества он не вышел, но свое взаимодействие с бывшими советскими республиками он сводит к минимуму. Это и Грузия, которая уже вышла из СНГ, Украина намеревается это сделать.
Но есть и такие страны, как Азербайджан, которые считают, что нет смысла проводить эскалацию напряженности. Идет «бракоразводный» процесс, и будет хорошо, если он будет протекать с минимальными потерями.
Нагорный Карабах для Армении и Азербайджана является аналогией Крыма и выступает как инструмент «подвешивания» этих двух республик на кремлевской стене. И эта схема функционирует абсолютно эффективно.
Здесь можно обратить внимание на то, как послушно азербайджанцы и армяне выполняют все указания Владимира Путина, как они искусно имитируют стремления для разрешения конфликта. Для России нет смысла здесь что-либо менять. Поэтому мы совершенно спокойно смотрим на то, как Кремль изобрел новый «крюк» на своей стене в виде Крыма и поддел на него Украину. Аналогичное случилось с азербайджанскими лидерами-националистами и армянскими лидерами за то, что произошло с Карабахом. Теперь еще остался «крюк» для Молдовы в виде Приднестровья, для Грузии это Абхазия и Осетия.
В СНГ в последние годы приходят какие-то дочерние организации – Евразийский экономический союз, Таможенный союз, ОДКБ. И «развод» происходит на разных скоростях, но содружество будет постепенно уходить в прошлое.
Некоторые государства считают быстрый уход от России опасным для себя и предпочитают иметь с ней более честные союзные отношения. Это Казахстан с его проблемными северными территориями, Армения с Карабахом. Сюда же относится Киргизия, где элиты оказались неспособны управлять государством, и поэтому они связаны с Россией.
Когда какое-то государство в СНГ обнаружит, что никакой взаимной связи с Россией и бывшими союзными республиками нет, оно просто выйдет из содружества.
А Евразийский союз – это очередной проект международной организации и интеграции, он будет реализовываться в течение долгого исторического периода и его успех зависит от самих участников этого проекта. Для меня ясно одно – Российская империя распалась, ей на смену пришел Советский союз. И я как советский человек понимаю, почему СССР очень быстро восстановил территории империи. Во-первых, из-за экономического «локомотива» России, который начал давать всем своим бывшим колониям возможность быстрого развития, даже иногда за счет самой России. И это было выгодно всем республикам. Во-вторых, была великая идея, которой сейчас нет.
Вопрос в том, готова ли сейчас Россия быть донором членов будущего Евразийского союза. Бедную Армению она сможет спонсировать, каждый год подбрасывая ей два-три миллиарда долларов. Будет выделять ежегодно три-четыре миллиарда долларов Крыму. Больше половины российских регионов дотационные, она будет спонсировать и их. Киргизия, Таджикистан ожидают поддержки от России. Но сможет ли страна потянуть этот «обоз» в условиях глубоких экономических проблем и выступить экономическим «локомотивом» и сейчас – лично я сомневаюсь.
Сергей Мусиенко, политолог, руководитель аналитического центра EcooM (Белоруссия):
Кто мог ожидать такого развития по Крыму? Мы находимся в эпицентре передела международной политики и карты мира. Правда, не страны бывшего Союза положили начало этому переделу – когда принимали решение о том, чтобы менять правительства на более лояльные методом цветных революций, Россия нашла этому противоядие в виде референдумов.
Если Молдавия действительно в будущем намерена выходить из состава СНГ, то что они от этого надеются получить, будет ли такое счастье, о котором они мечтают? У меня большие сомнения, Евросоюз такое сейчас не потянет.
Белоруссия неоднократно говорила, что, технически и экономически мы более готовы к вхождению в ЕС, чем остальные страны. Но из политической конъюнктуры делать какие-то поспешные выводы неправильно, такие процессы должны быть взвешенными и однозначными. Мы находимся в переформатировании международных отношений, история творится на наших глазах.
Вопрос о создании Евразийского союза, я думаю, в скором времени будут решать также быстро, и, надеюсь, внятно. И если он будет образован, то станет только крепче от всех этих событий, внешних вызовов.
Сейчас политика с экономикой неразделимы. СНГ первоначально было создано для мягкого «развода», и она свои структурные формулы выполнила, и Евразийский союз на базе СНГ вполне может стать его трансформацией.