Российское правительство обдумывает возможность ввода ограничений или полного запрета транзитных перелетов европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России по транссибирскому маршруту в ответ на жесткие санкции против лоукостера «Добролет», рассказали «Ведомостям» информированные источники.
По данным собеседника издания, близкого к участникам обсуждения, обсуждение началось сразу после введения санкций против России со стороны Евросоюза, однако конкретные шаги начали формулироваться после остановки деятельности «Добролета» и штрафов, которые Украина наложила на российские авиакомпании за полеты в Крым — около $8,6 млн.
По его данным, сейчас консультации по этому вопросу проводятся на уровне министерств транспорта и иностранных дел. Другой источник подчеркнул, что решение еще не принято, а человек, близкий к МИДу, пообещал, что «любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся».
Договоренность о полетах из Европы в Азию по наиболее короткому маршруту через Сибирь была достигнута еще в 1970-х годах. За эту возможность европейские авиакомпании платят «Аэрофлоту», чтобы сократить маршрут на 4 тысячи километров и добиться существенной экономии. После распада СССР система продолжила функционировать в том же виде, и сейчас «Аэрофлот» получает за это около $300 млн в год.
По данным издания, крупнейшими плательщиками «налога» являются Lufthansa, British Airways и Air France. По словам еще одного источника «Ведомостей», немецкий перевозчик в курсе проблемы и обеспокоен возможными убытками, которые оценивает более чем в €1 млрд за три месяца санкций.