На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

test mazurok 6

3 подписчика

Страсбург признал obshyak преступлением

Европейский суд по правам человека признал, что законодательство Грузии, позволяющее сажать в тюрьму за титул «вора в законе» и причастность к воровскому миру, не нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека. Такой ответ содержится в опубликованном накануне постановлении по делу «Ашларба против Грузии» (в некоторых текстах, судя по всему, абхазская фамилия пишется на русском Шларба), в котором европейские юристы подробно высказали свою позицию по отношению к воровскому миру на постсоветском пространстве.

Решение, принятое единогласно семью судьями палаты Страсбургского суда, основано на иске 58-летнего жителя грузинской Автономной республики Аджария Изет Ашларба — выходца из села Ангис и, судя по фамилии, принадлежащего к этнической группе ангисских абхазов.

В 2007 году мужчину приговорили к семи годам лишения свободы за «причастность к воровскому миру» (часть 1 статьи 223 УК Грузии). Его адвокаты Марина Пхаладзе и Гиги Зиракишвили жаловались на нарушение Грузией 7-ой статьи Конвенции, гласящей, что «никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному праву не являлось преступлением». Как уточняют в ЕСПЧ, это формулировка предполагает среди прочего «точность уголовного закона и предсказуемость его применения».

В направленном в суд иске представляющие интересы заявителя юристы отмечают, что в грузинском законе, специально принятом для борьбы с криминальными авторитетами, нечетко прописано, какого типа поступок может считаться «участием в воровском мире».

Батумский городской суд признал Ашларбу виновным, так как он «участвовал в урегулировании различных частных споров» от имени «вора в законе» с инициалами А.

К., полное имя этого человека в документах ЕСПЧ не называется. В ходе расследования в качестве свидетелей были допрошены надзиратели тюрьмы, где предполагаемый «вор в законе» отбывал предыдущие сроки лишения свободы, члены семьи преступного лидера и другие близкие ему лица. Все они якобы подтвердили, что мужчина, которого Ашларба называл своим «боссом», прошел ритуал «крещения» в 1999 году и получил воровской титул.

По версии следствия, в 2006 году Ашларба регулярно контактировал с временно живущим на территории Украины преступным авторитетом по телефону. В первоначальных показаниях по своему делу Ашларба не отрицал знакомства с криминальным лидером и называл его «праведником», уточняется в материалах ЕСПЧ.

«Признавая важность воровского мира, заявитель публично выражал ему поддержку через собственный образ жизни, и принимал активное участие в достижении целей этого мира путем получения прибыли для своих членов и для других лиц, устрашая и осуществляя принуждение по отношению к физическим лицам», — подчеркивают в Страсбурге, основываясь на решении грузинского суда.

Всего Ашларба инкриминируется три эпизода преступной деятельности, доказательствами по которым стали «прослушки» телефонов и показания свидетелей. В период с 24 июня по июль 2006 года по поручению криминального лидера, используя его авторитет, осужденный занимался урегулированием имущественного спора тещи «вора в законе» с третьим лицом. «В ответ, заявитель безуспешно доказывал, что он просто хотел помочь женщине, с который был близко знаком, чтобы достичь в споре дружественного обоюдного согласия,<...> и не знал, что такое деяние является уголовно наказуемым преступлением», — уточняют судьи ЕСПЧ.

В июле 2006 года обвиняемый по поручению босса занимался поиском двух молодых людей, в возрасте 20-25 лет, которые отказались платить за проезд водителю, занимавшемуся частным извозом в Батуми. Заявителя попросили убедить молодежь заплатить, используя его собственный авторитет в преступном мире. «Косвенно признавая, что ему действительно было предложено изучить этот второй частный спор, заявитель безуспешно доказывал, что он не предпринял никаких действий на практике и поэтому не мог понять, почему он должен нести ответственность за деяние, которое не произошло», — приводится в решении позиция подсудимого.

Наконец, 8 июля 2006 года Ашларба, посещал в тюрьме своего знакомый, который рассматривался в воровском мире как «перспективный молодой человек» и потенциальный «вор в законе». Здесь, по данным предоставленным сторонами в страсбургский суд, состоялось обсуждение финансовых вопросов, связанных с фондом преступного мира, известным также как obshyak.

На этой же встрече обсуждалась возможная отставка тогдашнего министра внутренних дел Грузии Вано Мирабишвили, в 2014 году осужденного по нескольким статьям уголовного кодекса. По данным следствия, в криминальном мире ждали, что с уходом Мирабишвили со своего поста позиции преступных авторитетов усилятся. «В отношении этого третьего эпизода, заявитель безуспешно убеждали в суде, что он просто высказал свое мнение о личности министра внутренних дел, и что он не должен быть наказан за это», — отмечают в Страсбурге.

В ответ на заявление Ашларба о нарушении своих прав Минюст Грузии прислал в ЕСПЧ исследования социологов о преступной субкультуре. Из них европейские юристы сделали вывод, что «воровской мир» — это хорошо организованная сеть преступных синдикатов, регламентирующими поведение членов преступного мира в соответствии со специальными правилами.

Согласно части 1 статьи 223 УК Грузии, обладателю титула «вор в законе» грозит наказание до 10 лет лишения свободы, остальным участникам «воровского мира» — до 8 лет. Под последними, согласно разъяснению в законе «О борьбе с организованной преступностью и рэкетом», подразумеваются «любые лица, которые признают особые правила “воровского мира” и активно содействует достижению целей этого сообщества».

Грузинское правительство в своих доводах в ЕСПЧ подчеркнуло, что до принятия этого закона в 2005 году, в течение многих лет «не было никакой реальной борьбы против господства "воров в законе", в связи с отсутствием подлинной политической воли». И только после смены правительства в ноябре 2003 года президент Саакашвили начал принимать законодательные и другие меры, направленные на вызов со стороны криминальных авторитетов.

«Одной из наиболее примечательных особенностей "воров в законе" была их репутация в криминальных кругах, которая позволяла им, даже если бы они физически отсутствуют в стране, по-прежнему представлять угрозу общественному порядку через сеть преданных преступников», — отмечают в ЕСПЧ.

В другом законодательном акте Грузии, в законе «О борьбе с организованной преступностью и рэкетом» даны подробные определения таких понятий, как «воровской мир», «участник воровского мира», «урегулирование споров с помощью авторитета вора в законе», «быть вором в законе» и так далее. С помощью этих законов, как утверждает грузинское правительство, уголовному преследованию и осуждению подверглись более 180 криминальных лидеров, двадцать из которых были признаны виновными в том, что они — «воры в законе».

Как утверждает в своих доводах грузинская сторона «некоторые из самых влиятельных "воров в законе" бежали из Грузии и нашли убежище либо в Российской Федерации, на Украине, или даже в странах Западной Европы».

В итоге ЕСПЧ, прямо проводя параллели с решениями по делам об участниках «других организаций мафиозного типа», в своем решении признал законодательные акты грузинских властей способными «эффективно бороться с этой преступной деятельностью». Суд также отметил, что криминальная субкультура «воров в законе» настолько глубоко укоренились в обществе, что точное значение ее понятий уже хорошо известны широкой общественности.

«Любопытно, что грузинские законодатели высказались за сохранение разговорного языка в юридическом определении этих преступлений. По мнению Суда, это, по-видимому, делается для того, чтобы суть новых уголовно наказуемых преступлений была понятнее широкой общественности», — подчеркивается в постановлении. Именно поэтому в Страсбурге сочли несостоятельными доводы осужденного Ашларба о нечеткости формулировок закона, по которому он был осужден на семь лет, и о его чрезмерно широкой трактовке.

Представитель редакции самого крупного интернет-ресурса о «ворах в законе» ИА «ПраймКрайм» объяснил «Русской планете», что, по его данным, воровское сообщество до сих пор не выработало никакого единого мнения по вопросу нового грузинского законодательства. «Это сообщество неоднородно и единого мнения ни по одному вопросу не существует. Воры и раньше сидели не за свое, а так просто узаконили этот произвол. Но, по большому счету, ворам все равно, за что их сажают. Жаловаться не принято», — объяснил собеседник РП.

Резкой критике решение ЕСПЧ подверг и главный идеолог борьбы с организованной преступностью в СССР и в постсоветской России генерал-лейтенант милиции доктор юридических наук Александр Гуров. «В России тоже аналогичный закон, добросовестно передранный у грузин, в свое время пытались внести в Госдуму, но его отклонили, — рассказал РП Гуров. — И правильно сделали. Как для специалиста по уголовному праву, для меня это дикость: сажать людей надо за их действия, а не за образ жизни. Вор должен сидеть в тюрьме, но только за то, что он украл или пытался украсть. Очень жаль европейских специалистов, что они опустились до такой низости и дали добро на применение этого дикого закона. Это отрицание римского права, лежащего в основе законодательством самих европейских стран».

По словам ветерана силовых структур, во времена СССР сотрудники МВД «даже не помышляли о законах, позволяющих судить "вора в законе за то что он вор в законе"». Гуров привел в пример ветеранов «воровского мира», отошедших от дел, но не потерявших титула. «В 86-ом году даже была сходка, где для таких воров назначили своебразную пенсию из воровского общака и оставили за ними право совещательного голоса на сходках. Что теперь и таких будем судить? Давайте воообще тогда, как в Туркмении, расстреляем их всех тогда и будет у нас, как там, мир и покой», — посетовал Гуров.

Ссылка на первоисточник
наверх