На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

test mazurok 6

3 подписчика

«Где мой билет на Марс?»

9 сентября 2014 года выйдет первая книга в рамках проекта «Иероглиф». Известные американские писатели-фантасты попытались показать обществу оптимистичную картину будущего, в пику современным масс-медиа, которые транслируют антиутопические и апокалиптические настроения. Участники проекта надеются, что их воображаемые миры смогут вдохновить людей на реальные свершения.

По словам фантаста Нила Стивенсона, в последнее время он замечает, что даже в его произведениях все чаще появляются апокалиптические сюжеты. Впрочем, до конференции по футурологии, которую он посетил в прошлом году, писатель не придавал этому значения. На этом мероприятии Стивенсон встретил своего знакомого Майкла Кроу, президента Университета штата Аризона, который напомнил ему о том, что фантастика должна служить источником вдохновения для молодых ученых и инженеров. «Он сказал мне, что я просто обязан писать о будущем в более конструктивном и оптимистическом ключе», — цитирует фантаста «Би-би-си».

Как отмечает писатель, именно этот разговор положил начало проекту «Иероглиф». Эту инициативу поддержали не только писатели, но и ученые, которые «оказывают влияние друг на друга, а значит и на будущее». Помимо Стивенсона, свои рассказы для сборника написали Кори Доктороу, Брюс Стерлинг и другие известные фантасты. В их сюжетах фигурируют реальные технологии, существующие сегодня, или те, что могут появиться в ближайшие 50 лет.

Как говорит директор проекта Эд Финн, его целью является создание «более открытого, оптимистичного, амбициозного и увлекательного дискурса о будущем». Финн сетует на то, что негативное видение грядущего превалируют в современной популярной культуре, лишая людей возможности мечтать и мыслить нестандартно.

Он уверен, что хорошая фантастика может изменить мир. «Она способна вдохновлять сотни, тысячи, миллионы человек на реальные действия», — утверждает Финн.

Сюжеты произведений, которые вошли в сборник, разнообразны. Например, в одном из рассказов описывается, как защитники природы пытаются помешать постройке отеля в Антарктике; другой посвящен строительству на спутнике Марса научно-исследовательского центра, в котором ведутся новаторские разработки; герои третьего —астронавты, использующие 3D-принтеры для печати лунной базы.

Муха-дрон -- иллюстрация к одному из рассказов сборника. Изображение: Haylee Bollinger

Муха-дрон -- иллюстрация к одному из рассказов сборника. Изображение: Haylee Bollinger

Стивенсон не первый раз задумывается о том, почему человечество не строит базы на других планетах и не летает на флаерах. В своей статье 2011 года «Инновационное голодание» он сетовал, что люди предпочли гаджеты решению крупных проблем.

Как пишет Стивенсон, в детстве он смотрел запуск первого шаттла по громоздкому черно-белому телевизору, а теперь, когда ему уже 51 год, наблюдал, как стартует последний челнок на широкоэкранной жидкокристаллической панели. «Я наблюдал, как космическая программа приходит в упадок, с печалью, даже горечью. Где обещанные тороидальные космические станции? Где мой билет на Марс?» — с горечью вопрошает он.

Впрочем, к концу статьи фантаст приходит к выводу, что все далеко не так плохо. Если бы ученые не смогли пользоваться, скажем, поиском Google, то на задачу, которая сейчас решается за минуты, ушли бы дни, а то и месяцы. Помимо быстрого доступа к сопутствующей исследованию информации, человеку пришлось бы просмотреть в библиотеке множество трудов на тему своего исследования, прежде чем он убедился бы в том, что его идея уникальна. По словам Стивенсона, проблема заключается лишь в принятии рискованных решений по претворению идей в жизнь, а недостатка в новых разработках нет.

Другой автор сборника, Брюс Стерлинг, высказывал ранее более пессимистичную точку зрения. В статье 2010 года, опубликованной в журнале Wired, этот фантаст рассматривал проблему так называемой атемпоральности. Согласно ей, человечество находится во временном цикле, где отсутствует будущее. Все нынешние разговоры о будущем, по его словам, являются оглядками на представления о грядущем, которые существуют уже более полувека.

Стерлинг указывает на то, что человечество живет в ситуации нарастающего хаоса. Об этом свидетельствуют несостоявшиеся государства, «даже несостоявшийся мир», крах ВТО, финансовые кризисы, потенциальная нехватка ресурсов и общее отсутствие большой цели для человечества.

«Мы живем во времена Ранней атемпоральности, мы пытаемся понять, что это значит и чем это отличается от постмодернизма, — продолжает Стерлинг. — Потом придет Поздняя атемпоральность, когда мы поймем, что происходит, узнаем, когда это закончится и увидим, что будет потом». Писатель замечает, что весь процесс займет около десяти лет, так что нынешнее поколение сможет увидеть выход из этого кризиса.

Ссылка на первоисточник
наверх